На главную

Напишите на сайт

 


проф. Дробижева Л.М.

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

(программа для студентов социологического факультета)
(32 часа)


© ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ГУГН. 2000
© Дробижева Л.М.

Тема 1.
Этносоциология как научная дисциплина

Введение.
Актуальность этносоциологии. Задачи спецкурса: познакомить с предметом и объектом этносоциологии, изучением этнонациональных проблем в Российской Федерации и бывшем СССР на широком фоне этносоциальных процессов в нашей стране и за рубежом; рассказать об основных направлениях исследований внутри этнической социологии, работе основных этносоциологических центров, о том, какой вклад внесли этносоциологи в прогнозирование этносоциальных процессов и межэтнических отношений.
Место этнической социологии в системе научного знания.
История возникновения этносоциологии. Истоки зарождения дисциплины в конце XIX-XX столетий. Невостребованность знаний в социально–этнической сфере в 1930-1950–ые гг. Возобновление интереса в конце 1950–ых - 60–ых гг. на стыке социологии, этнологии, истории и этнопсихологии. Признание особого статуса этносоциологии при готовности каждой из “родительских” дисциплин сделать ее своей частью. Причины такого явления.
Задачи дисциплины в связи с потребностями общества (профессиональными ориентациями, переделом собственности, системой информации, предупреждением и регулированием межэтнических конфликтов, ростом этнического самосознания, национализма, нацио-нальными движениями и т.д.)
Предмет этносоциологии.
Видение предмета этносоциологии в период ее формирования в 1970–ые гг. Дискуссии о ее проблемах между этносоциологами, работавшими в лоне этнологии и социологии.
Современное представление о дисциплине: от общего определения этносоциологии и этнических процессов в социальных группах (Ю.В. Арутюнян - 1972 г.; Ю.В.Бромлей - 1979 г.; И.О.Шкаратан - 1978 г.) к развернутому представлению о предметной области этносоциологии как дисциплины, изучающей социальные аспекты развития и функционирования этносоциальных и этнокультурных общностей (титульные народы республик и этнические диаспоры в России и ближнем зарубежье), формы их самоорганизации и интересы, взаимосвязи и взаимодействия между социальными и этническими группами, между личностью и этнической общностью, закономерности социальных действий и коллективного поведения социально–этнических групп.
Этносоциологическая теория как теория среднего уровня. Соотношение теории и эмпирических этносоциологических исследований. Функции этносоциологии как направления социологической науки: теорико–познавательная, практико–преобразовательная, просветительская.
Области этносоциологического изучения: этнические особенности социальных изменений (прежде всего русских и титульных этносов республик), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутри– республиканская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации и межгосударственная на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизма, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в таких границах; этническое самосознание, авто– и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма и межэтнических конфликтов - этническая специфика во всех областях жизни общества, рассматриваемая в социологических критериях и с применением методики социологического исследования.
Разделение предмета этносоциологии и исторической этносоциологии, сформировавшейся в лоне этнографии.
Сложившиеся особенности выделения предмета исследования в советской, российской науке и западной науке.
“Академизм” и “профессионализм” в этносоциологии и проблемы чуткости к общественным потребностям. Пределы реагирования на вызов общества.

Литература
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы, некоторые итоги. М., 1984.
2. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии //Советская этнография. 1978. № 4.
3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
4. Сикевич З.В. Этносоциология: межнациональные отношения, межнациональные конфликты. СПб., 1995.
5. Социология в России. М., 1995.
6. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Cambrige, 1918-1920. Vol. 1-5.
7. Whyte W. Street corner Society. Chicago, 1943.

Тема 2.
Методологические и этнические проблемы этносоциологического исследования

Методологические вопросы: рассмотрение этносоциальных явлений и процессов в контексте целостно–системного подхода к пониманию общества и глобального социума. Принцип историзма: принцип рассмотрения явлений в процессе социальных изменений, признание активности социального субъекта (народа, лидеров и т.д.). Важность многофакторного подхода при разработке программ исследований и объяснений изменений.
Проблемы качества этносоциологической информации. Обеспечение ее репрезентативности, надежности: обоснованности (валидности), устойчивости, точности.
Методы и источники изучения этносоциальных проблем: типология конкретных этносоциологических исследований, соотношение фундаментальных и прикладных исследований.
Опросы (интервьюирование и анкетирование); тесты; наблюдения; изучение официальной документации и личных документов (письма, заявки на радио, обращения и т.п.); прессы, литературных источников. Значении личности интервьюера и его этнической принадлежности, необходимость учета этнических особенностей восприятия информации на конкретные темы в опросных листах и в соответствии с этим расположение групп (блоков) вопросов. Опыт получения информации на наиболее сложные темы, перспективы совмещения способов получения информации, в том числе использование автобиографического метода, метода свободных интервью.
Необходимость учета этнокультурного контекста при составлении этносоциологических опросников. Конкретные приемы и методы.
Особенности этносоциологической выборки. Трудности определения границ генеральной совокупности, способы их преодоления в отечественной и зарубежной социологии. Методы отбора, способы их реализации в конкретных ситуациях.
Специфика работы с малыми выборками.
Статистические источники: досоветские, советские и постсоветские статистические источники, используемые в этносоциологических исследованиях. Новые тенденции в учете “этнических” признаков в переписях и материалах текущего учета населения.
Пресса, нарративные и архивные источники, используемые в этнсоциологических исследованиях. Новые архивные материалы, опубликованные в последние годы. Проблема контент–анализа текущей прессы и средств массовой информации.
Дискуссионные проблемы применения методов изучения в этнопсихологических исследованиях.
Составление программы этносоциологических исследований: выделение проблемной ситуации, предметная сторона проблемы. Определение целей и задач исследования. Уточнение и интерпретация понятий, используемых при исследовании. Предварительная характеристика объекта исследования, рабочие гипотезы. План исследования.

Литература
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы, некоторые итоги. М., 1984.

Тема 3.
Теоретические вопросы изучения этносоциальных процессов

Новое в теории этноса и межэтнических отношений: концептуальные подходы и дискуссии 1960 - 80–ых гг. в отечественной науке по поводу наций, этносов. Схолостический характер и рациональное звено в них.
Современные дискуссии вокруг понятия “народ” в смысле этнической общности и этничности. Примордиалистский и конструктивистский подход в интерпретации этнического феномена (Ю.В. Бромлей - 1972, 1983; Л.Н. Гумилев - 1990; Van deu Berghe - 1981 и A. Smith - 1991; Э. Геллнер - 1989; Hobsbawn - 1990; В.А. Тишков - 1992).
Народы, “воображаемые общности” или общности объективные (вплоть до генетического кода). Возможен ли консенсусный подход в понимании этничности.
Этническая солидарность как мощная реальность, являющаяся основой коллективных действий. Функции этничности в современном обществе. Усилия интеллектуалов, государственная и политическая воля в создании этничности. Роль интеллигенции в формировании этнической и национальной, в смысле гражданской, идентичностей.
Понимание терминов “коренные, аборигенные народы”, “титульные этносы”. Почему пересматривается иерархические подходы к народам (нация, народность). Что понимают под этническими меньшинствами. Почему чаще переходят на понятие этническая диаспора. В чем нерациональность использования термина “русскоязычное население” при защите прав национальных меньшинств в государств ближнего зарубежья.
Амбивалентность понятия межнациональные отношения. Употребление этого понятия в разных дисциплинах в отечественной и зарубежной науке.
Общая теория культурного процесса. Цивилизация и этносы. Этнос и этничность в контексте цивилизационных процессов. Экстенсивные и интенсивные цивилизации.
Концепция модернизации. Основные этапы ее развития. Специфика процесса модернизации в условиях российской цивилизации. Ограниченность концепции модернизации, ее европоцентристский характер.
Основные параметры процесса модернизации и его индикаторы. Изменение модели развития российской цивилизации как фактор, влияющий на развитие входящих в нее этносов.
Изменение в понимании национализма: национальные движения 1988-93 гг. как вызов теоретическим представлениям в советской обществоведческой науке.
Понимание национализма в марксистской науке и в традициях англо–американской политологии (Э.Геллнер, A.Hobsbawn, A.Smith, J.Breuilly). Изменения в представлениях о национализме в отечественной этносоциологии и этнополитологии.
Гражданский (или государственный) национализм, патриотизм и культурный (этнический) национализм. Возможности формирования нации как многокультурной гражданской общности в российской Федерации.
Сепаратизм и сецессии в СССР и Российской Федерации. Интерпретация “прав наций на самоопределение” как права народа (в смысле этнической общности) и как права государственной общности.
Национализм как доктрина и политическое движение в глазах Центра и республик. Типы и формы национализма в постсоветском пространстве. Совместимы ли принципы демократии и национализма. Возможен ли реформистский национализм. Дискуссии в мировой науке о возможностях совместимости либерального национализма с процессом демократизации. Результаты изучения на российском материале.

Литература
1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
3. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
4. Аклаев А.Р., Дробижева Л.М., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
5. Кандель П.Е. Национализм и проблемы модернизации в посттоталитарном мире //Полис. 1994. № 6.
6. Национализм и формирование нации. Теории - модели - .../Ред. А.Миллер. М., 1994.
7. Тишков В.А. Национальное и социальное в историко–антропологической перспективе //Вопросы философии. 1990. № 12.
8. Тишков В.А. Что есть Россия? //Вопросы философии. 1995. № 2.
9. Тишков В.А.Нации и национализм //Свободная мысль. 1996. № 5.
10. Breilly. Nationalism and the State. Manchester, 1982.
11. Smith A. National Identify. L., 1991.
12. Snyder J. Nationalism and the Crisis of the Post–Soviet State //Ethnie Conflict and International Security /Ed. M. Brown Princeton, 1993.

Тема 4.
Этнические аспекты демографической ситуации, социальной структуры и миграционные процессы в обществе

Изменения этнодемографического состава страны: титульные этносы бывших союзных республик СССР. Краткая история национально–государственного строительства СССР. Сравнения с процессами образования национальных государств в других регионах Земли.
Влияние общесоциальных процессов в советском обществе на развитие титульных этносов различных республик. Специфика урбанизации, демографического перехода. Сравнение с аналогичными процессами в среде соседствующих зарубежных этносов (например, Средней Азии - с Северной Индией, Афганистаном, Пакистаном; Прибалтики - с Финляндией).
Влияние распада СССР на этносоциальные и демографические процессы в среде титульных этносов СССР. Рост безработицы, ее этносоциальные последствия. Этносоциальные предпосылки новой интеграции.
Титульные этносы республик Российской Федерации. Типология титульных этносов России (этнолингвистическая, конфессиональная, демографическая). Тенденция этнополитических процессов в Российской Федерации.
Малочисленные народы и этнические меньшинства, их краткая этносоциальная характеристика.
Социальная структура народов в “своей” и в иноэтнической среде.
Социальная структура как “посылочный” и “результирующий” индикатор развития народов. Историческая динамика социальной структуры русских и других народов в советском обществе. Общее и особенное в социальной структуре этносов в “своей” и в иноэтнической среде. Симптомы принципиальной трансформации социальной структуры в процессе перестройки и в постперестроечном обществе. Трансформация и внутренняя устойчивость социально–функциональной структуры общества, легализация и углубление социально–имущественных, классовых различий. Угроза обострения социальных противоречий и политического противостояния социальных групп среди русских и других народов. Издержки и ущербность складывающейся социальной структуры народов в экономической и социально–культурной сфере. Национальные особенности при принципиальном сходстве общих процессов в изменении социальной структуры. Перспективы развития социальной структуры народов.
Социальная мобильность: интенсивность и направления социальной мобильности в разных этнических средах. Включенность и эффект механизма ускорения социальной мобильности людей “своей национальности” в республиках–государствах вне России. Издержки торможения социальной мобильности в ближнем зарубежье русскоязычных групп. Угроза безработицы. Возрастание роли в ближнем зарубежье национальных факторов социальной мобильности. Значимость национальной принадлежности, знание “республиканских языков” и приобщенности к национальной культуре в социальном росте. Осложнение положения русскоязычного населения, затрудненность в социальной мобильности иноязычных групп в ближнем зарубежье. Реакция русскоязычного населения на новую ситуацию. Межреспу-бликанские и межрегиональные различия адаптации русских и русско-язычного населения к новой ситуации в ближнем зарубежье.
Миграция как индикатор социально-национальных процессов.
Влияние политического и экономического климата в государствах Ба

Hosted by uCoz