обо мне  


 
к. филос. н. Кинсбурский А.В.
 
ПРОИЗВОДСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
(технология количественных исследований)

(программа для студентов социологического факультета)
(56 часов)

© ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ГУГН. 2000
© КИНСБУРСКИЙ А.В.

План курса; 56 учебных часов: 14 лекций, 8 семинарских и 6 практических занятий


ОБОСНОВАНИЕ КУРСА

Данный курс лекций, семинарских и практических занятий рассчитан на студентов Института социологии ГУГН, стремящихся профессионально овладеть современными методами проведения и способами организации количественных социологических исследований.
Цель учебного курса состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания, навыки и умения по использованию социологических методов на практике, по планированию и организации социологических исследований как особого рода научно-информационной деятельности.
Для успешного освоения учебного курса студенты должны предварительно ознакомиться и усвоить основы научной методологии вообще и, прежде всего, основные методы гуманитарных и общественных дисциплин.
Специфика курса заключается в анализе и обобщении опыта количественных исследований в социологии, прежде всего массовых и когортных опросов, связанных с производством социологической информации. Акцент сделан на документальной базе полевых исследований, каждый этап которых оформляется специальными рабочими документами.


ТЕМА 1.
Основные понятие: «социологические исследования» и «производство социологической информации» (2 лекции)

Эволюция понятия «социологические исследования» в современной отечественной социологии. Теоретическая и эмпирическая социология в СССР во 2-ой половине ХХ века. Теория трехуровневой структуры предмета советской социологии. Фундаментальная (академическая) и прикладная (вузовская, заводская, «партийная» и т.д.) социология. Бюджетные (плановые, внеплановые, диссертационные и т.п.) и коммерческие (хоздоговорные) исследования. Социологические исследования в целях развития науки и производство социологической информации в коммерческих целях.
Производство социологической информации как исследовательская, творческая и практическая деятельность. Становление и развитие рынка услуг в области социальной информации в постсоветской России. Основные типы заказчиков и исполнителей социологических исследований. Составление договора о проведении социологического исследования как основного документа, регламентирующего отношения между заказчиком и исполнителем.
Соотношение качественных и количественных методов в социологии. Основные способы стандартизации социологической информации. Технологические особенности социологических исследований в эпоху персональных компьютеров и Интернета.
Стадии и этапы социологического исследования. Предполевая, полевая и постполевая стадии. Программирование социологического исследования, разработка полевых документов, расчет выборочного образца, полевые и камеральные работы, обработка и анализ эмпирической информации, представление результатов социологического исследования.


ТЕМА 2.
Программирование социологического исследования (2 лекции, семинар и практикум)

Общественные потребности в социологической информации и информационные запросы заказчиков. Возможности и ограничения социологического обеспечения и информационного обслуживания заказчиков. Заказные и инициативные исследования. Предложение (заявка) исполнителя и техническое задание заказчика на проведение социологического исследования.
Составление программы социологического исследования. Формулировка научной и практической проблемы. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета. Разработка содержания (показателей) и выборочного образца. Выбор методики и техники исследования. Определение гипотез, программируемых результатов и формы отчетности. Составление организационного плана и бюджета исследования.
Взаимное соответствие объекта, предмета и метода исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий. Возможности агрегации полученных данных. Проблема надежности и валидности социологической информации.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Как определить реальную потребность заказчика в социологической информации?
2. В каких случаях необходимо готовить многостраничную программу исследования?
3. Что такое «омнибусный» опрос? В чем различие между исследованием и опросом?

Практическое задание: составить эскиз программы социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории.


ТЕМА 3.
Разработка полевых документов (2 лекции, семинар и практикум)

Инструментарий социологического исследования. Основные виды полевых документов.
Вопросник (анкета и бланк интервью). Структура вопросника: вводная часть, содержательные вопросы, «паспортичка», вспомогательные вопросы. Основные типы вопросов: альтернативные и совместные, открытые, полуоткрытые и закрытые, табличные, вопросы-фильтры. Основные требования к тексту вопросов и предлагаемых вариантов ответов: последовательность и полнота в раскрытии темы, ясность и простота формулировок, однозначность в интерпретации понятий, связь с потребностями и условиями жизни респондентов, грамотность и литературная форма. Методические особенности вопросов в анкете и бланке интервью. Оформление вопросника. Объем вопросника.
Карточка контент-анализа. Основные категории и единицы анализа: тема/суждение, слово/словосочетание, имя/название/событие, локальность, знак. Основные единицы счета: наличие признака, частота его появления/упоминания, объем/длительность текста. Структура и оформление карточки контент-анализа.
Бланк структурированного наблюдения. Основные категории и единицы наблюдения: ситуация/обстановка, действующие лица, поведение/реакция, высказывания, графические тексты/изображения. Основные единицы счета: наличие признака, частота его появления, длительность присутствия. Структура и оформление бланка наблюдения.
Адаптация и пилотирование полевого документа. Отчет о пилотаже. Утверждение полевого документа заказчиком.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Каковы основные достоинства и недостатки формализованного интервью и анкетирования?
2. Насколько допустимо вмешательство заказчика в процесс разработки ПД?
3. В каких случаях необходим пилотаж ПД?
4. Можно ли начинать полевые работы до утверждения ПД заказчиком?

Практическое задание: составить эскиз полевого документа для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории.


ТЕМА 4.
Расчет выборочного образца (2 лекции, семинар и практикум)

Несплошные методы статистического изучения: монографический (типичные элементы), метод основного массива (большинство элементов), выборочный метод (случайный отбор). Основные типы выборки: случайная (простая, систематическая, серийная, стратифицированная, многоступенчатая, комбинированная и т.д.) и квотная (в отношении всего контингента и в отношении каждого респондента).
Выборка для проведения опроса. Виды социальных общностей и выборки для опроса. Информационная основа выборки для опроса: материалы переписей населения, статистические ежегодники, справочники, бюллетени, списки избирателей, жильцов, похозяйственные книги, географические карты, планы городов и т.д. Регулируемые и контролируемые параметры выборки. Ступени (стадии) и единицы отбора. Алгоритмы отбора на последней стадии выборки.
Выборка для контент-анализа. Типология документов: письменные, электронные, иконографические, фонетические. Этапы и критерии отбора документов.
Выборка для структурированного наблюдения. Типология объектов наблюдения: социальные ситуации и процессы, массовые и групповые действия, реальное и вербальное поведение. Этапы и критерии отбора объектов наблюдения.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. В каких случаях можно построить чисто случайную выборку?
2. Каковы особенности работы с малыми выборками?
3. Чем различаются единицы счета и единицы анализа?
4. Какие величины должны фигурировать в схеме выборки - абсолютные или относительные?

Практическое задание: составить схему выборки для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к ее представлению и защите в учебной аудитории.

ТЕМА 5.
Организация и проведение полевых работ (лекция, семинар и практикум)

Подбор исполнителей и соисполнителей (супервайзеров) для проведения полевых работ. Профессиональные требования к основным участникам полевых работ. Основные типы договоров: контракт, подряд, продажа интеллектуальной собственности. Их достоинства и недостатки каждого типа договора. Оформление акта приемки-сдачи информации.
Тиражирование полевых документов. Определение объема тиража. Оформление заказа на тираж.
Устный и письменный инструктаж исполнителей и соисполнителей. Структура типовой инструкции к полевым документам. Учебное заполнение полевых документов.
Контроль за работой исполнителей. Формы отчетности анкетеров, интервьюеров аналитиков содержания, наблюдателей.
Контроль за работой соисполнителей (супервайзеров). Отчет о проведении полевых работ.
Особенности организации полевых работ при проведении контент-анализа документов.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Как организовать полевые работы в масштабах страны и крупных регионов?
2. В чем смысл учебного интервьюирования (анкетирования, наблюдения, анализа содержания документов)?
3. Является ли отчет интервьюера (анкетера, наблюдателя, аналитика) частью ПД?
4. Что такое «ложное» интервью, анкета и т.д.?

Практическое задание: составить эскиз инструкции по организации полевых работ для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории.


ТЕМА 6.
Организация и проведение камеральных работ (лекция, семинар и практикум)

Процедуры приемки полевых документов. Основные виды полевых ошибок в опросе. Возможности их исправления. Критерии отбраковки полевых документов. «Сомнительны» и «ложные» полевые документы. Составление протокола ошибок.
Частотный анализ ответов на открытые и полуоткрытые вопросы. Оформление его результатов.
Составление дополнительных кодов и инструкции к ним. Эмпирические логические коды. Двойное, тройное кодирование. «Рабочие» позиции в дополнительных кодах: «другие ответы», «общие суждения, ответы не по существу вопроса» и др. Организация дополнительного кодирования.
Ввод информации в персональный компьютер.
Контроль за качеством камеральных работ. Типичные ошибки на этой стадии.
Камеральные работы при проведении формализованного наблюдения.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Каковы типичные ошибки в поле?
2. В чем различие между результатами частотного анализа и дополнительными кодами?
3. Что такое «двойное» и «тройное» кодирование?
4. Каков предельно допустимый процент «других» ответов при дополнительном кодировании?

Практическое задание: составить эскиз инструкции по организации камеральных работ для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории.


ТЕМА 7.
Первичная обработка полевой информации (лекция и семинар)

Выдача стандартных линейных распределений - всех ответов на все вопросы, всех категорий и единиц анализа содержания и наблюдения. Структура «линейки». Типичные ошибки счета в линейке и их способы их устранения. Редактирование линейки. Выдача «чистой» линейки.
Структура стандартных парных распределений. Базовые вопросы, категории контент-анализа и наблюдения.
Выдача «сырой» информации в формате ASCII-file. Подготовка CODE-BOOK.
Технология «ручной» обработки социологической информации. Преимущества и недостатки «ручной» обработки.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. Для чего нужна «черновая» линейка?
2. В чем различие между числом опрошенных, числом отвечавших и числом ответивших?
3. Какие признаки (переменные), как правило, лежат в основе стандартных парных распределений?
4. В каких случаях ручная обработка предпочтительней компьютерной?


ТЕМА 8.
Анализ результатов социологического исследования (2 лекции и семинар)

Оценка реализации выборки. Статистические и технологические ошибки. Существенные и несущественные отклонения. Перевзвешивание выборки. Представление новой, перевзвешенной линейки.
Математическая природа социологической информации. Основные типы социологических шкал: номинальные, порядковые и метрические шкалы. Понятие банка и базы данных.
Использование теории множеств в анализе социологической информации. Построение эмпирических индикаторов и индексов. Основные типы эмпирических связей и способы их анализа.
Использование сложных методов статической обработки: корреляционного, факторного анализа, многомерного шкалирования и т.д.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. В чем различие между статистической ошибкой и технологическим отклонением от схемы выборки?
2. В каких случаях возникает необходимость перевзвешивания выборки?
3. Чем различаются «банк» и «база» данных?
4. В каких случаях необходимо использовать сложные количественные методы обработки данных?



ТЕМА 9.
Представление результатов социологического исследования (лекция, семинар и практикум)

Полный комплект отчетных документов о результатах социологического исследования.
Структура научного отчета. Составление таблиц и построение графиков. Необходимые требования к их содержанию и оформлению. Подготовка аналитического текста.
Структура и особенности методического отчета.
Подготовка устной презентации результатов исследования. Изготовление слайдов и плакатов. Специфика устного аналитического текста.
Использование компьютерных технологий для представления результатов социологического исследования.
Подписание акта приемки-сдачи информации, окончание действия договора о проведении социологического исследования.

Вопросы для обсуждения на семинаре.
1. В каких случаях следует представлять заказчику многостраничный отчет?
2. В чем особенности устной презентации?

Практическое задание: составить эскиз научного отчета о результатах социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его устной презентации в учебной аудитории.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., «Тривола», 1998.
Докторов Б.З. Сколько стоит проведение прикладного исследования. -Л., ИСЭП, 1989.
Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 и 2. М., Наука, 1990.
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в технику демоскопии. - Москва., «АВА - ЭСТРА», 1993.
Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Т. 1 и 2. (Отв. ред. Ф.Э.Шереги, М.К. Горшков). - М., Интерпракс, 1995.
Практикум по прикладной социологии. - М., МГУ, 1992.
Социологический словарь.- Минск: Университетское изд-во, 1991.
Энциклопедический социологический словарь.- М.: ИСПИ РАН, 1995.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, Самарский ун-т, 1995.


Д

 

 



 
 


Познакомься с народом

На главную

Напишите на сайт



Hosted by uCoz