|
к. филос. н. Кинсбурский А.В. ПРОИЗВОДСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (технология количественных исследований) (программа для студентов социологического факультета) (56 часов) © ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ГУГН. 2000 © КИНСБУРСКИЙ А.В. План курса; 56 учебных часов: 14 лекций, 8 семинарских и 6 практических занятий ОБОСНОВАНИЕ КУРСА Данный курс лекций, семинарских и практических занятий рассчитан на студентов Института социологии ГУГН, стремящихся профессионально овладеть современными методами проведения и способами организации количественных социологических исследований. Цель учебного курса состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания, навыки и умения по использованию социологических методов на практике, по планированию и организации социологических исследований как особого рода научно-информационной деятельности. Для успешного освоения учебного курса студенты должны предварительно ознакомиться и усвоить основы научной методологии вообще и, прежде всего, основные методы гуманитарных и общественных дисциплин. Специфика курса заключается в анализе и обобщении опыта количественных исследований в социологии, прежде всего массовых и когортных опросов, связанных с производством социологической информации. Акцент сделан на документальной базе полевых исследований, каждый этап которых оформляется специальными рабочими документами. ТЕМА 1. Основные понятие: «социологические исследования» и «производство социологической информации» (2 лекции) Эволюция понятия «социологические исследования» в современной отечественной социологии. Теоретическая и эмпирическая социология в СССР во 2-ой половине ХХ века. Теория трехуровневой структуры предмета советской социологии. Фундаментальная (академическая) и прикладная (вузовская, заводская, «партийная» и т.д.) социология. Бюджетные (плановые, внеплановые, диссертационные и т.п.) и коммерческие (хоздоговорные) исследования. Социологические исследования в целях развития науки и производство социологической информации в коммерческих целях. Производство социологической информации как исследовательская, творческая и практическая деятельность. Становление и развитие рынка услуг в области социальной информации в постсоветской России. Основные типы заказчиков и исполнителей социологических исследований. Составление договора о проведении социологического исследования как основного документа, регламентирующего отношения между заказчиком и исполнителем. Соотношение качественных и количественных методов в социологии. Основные способы стандартизации социологической информации. Технологические особенности социологических исследований в эпоху персональных компьютеров и Интернета. Стадии и этапы социологического исследования. Предполевая, полевая и постполевая стадии. Программирование социологического исследования, разработка полевых документов, расчет выборочного образца, полевые и камеральные работы, обработка и анализ эмпирической информации, представление результатов социологического исследования. ТЕМА 2. Программирование социологического исследования (2 лекции, семинар и практикум) Общественные потребности в социологической информации и информационные запросы заказчиков. Возможности и ограничения социологического обеспечения и информационного обслуживания заказчиков. Заказные и инициативные исследования. Предложение (заявка) исполнителя и техническое задание заказчика на проведение социологического исследования. Составление программы социологического исследования. Формулировка научной и практической проблемы. Определение цели и задач исследования, объекта и предмета. Разработка содержания (показателей) и выборочного образца. Выбор методики и техники исследования. Определение гипотез, программируемых результатов и формы отчетности. Составление организационного плана и бюджета исследования. Взаимное соответствие объекта, предмета и метода исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий. Возможности агрегации полученных данных. Проблема надежности и валидности социологической информации. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Как определить реальную потребность заказчика в социологической информации? 2. В каких случаях необходимо готовить многостраничную программу исследования? 3. Что такое «омнибусный» опрос? В чем различие между исследованием и опросом? Практическое задание: составить эскиз программы социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории. ТЕМА 3. Разработка полевых документов (2 лекции, семинар и практикум) Инструментарий социологического исследования. Основные виды полевых документов. Вопросник (анкета и бланк интервью). Структура вопросника: вводная часть, содержательные вопросы, «паспортичка», вспомогательные вопросы. Основные типы вопросов: альтернативные и совместные, открытые, полуоткрытые и закрытые, табличные, вопросы-фильтры. Основные требования к тексту вопросов и предлагаемых вариантов ответов: последовательность и полнота в раскрытии темы, ясность и простота формулировок, однозначность в интерпретации понятий, связь с потребностями и условиями жизни респондентов, грамотность и литературная форма. Методические особенности вопросов в анкете и бланке интервью. Оформление вопросника. Объем вопросника. Карточка контент-анализа. Основные категории и единицы анализа: тема/суждение, слово/словосочетание, имя/название/событие, локальность, знак. Основные единицы счета: наличие признака, частота его появления/упоминания, объем/длительность текста. Структура и оформление карточки контент-анализа. Бланк структурированного наблюдения. Основные категории и единицы наблюдения: ситуация/обстановка, действующие лица, поведение/реакция, высказывания, графические тексты/изображения. Основные единицы счета: наличие признака, частота его появления, длительность присутствия. Структура и оформление бланка наблюдения. Адаптация и пилотирование полевого документа. Отчет о пилотаже. Утверждение полевого документа заказчиком. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Каковы основные достоинства и недостатки формализованного интервью и анкетирования? 2. Насколько допустимо вмешательство заказчика в процесс разработки ПД? 3. В каких случаях необходим пилотаж ПД? 4. Можно ли начинать полевые работы до утверждения ПД заказчиком? Практическое задание: составить эскиз полевого документа для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории. ТЕМА 4. Расчет выборочного образца (2 лекции, семинар и практикум) Несплошные методы статистического изучения: монографический (типичные элементы), метод основного массива (большинство элементов), выборочный метод (случайный отбор). Основные типы выборки: случайная (простая, систематическая, серийная, стратифицированная, многоступенчатая, комбинированная и т.д.) и квотная (в отношении всего контингента и в отношении каждого респондента). Выборка для проведения опроса. Виды социальных общностей и выборки для опроса. Информационная основа выборки для опроса: материалы переписей населения, статистические ежегодники, справочники, бюллетени, списки избирателей, жильцов, похозяйственные книги, географические карты, планы городов и т.д. Регулируемые и контролируемые параметры выборки. Ступени (стадии) и единицы отбора. Алгоритмы отбора на последней стадии выборки. Выборка для контент-анализа. Типология документов: письменные, электронные, иконографические, фонетические. Этапы и критерии отбора документов. Выборка для структурированного наблюдения. Типология объектов наблюдения: социальные ситуации и процессы, массовые и групповые действия, реальное и вербальное поведение. Этапы и критерии отбора объектов наблюдения. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. В каких случаях можно построить чисто случайную выборку? 2. Каковы особенности работы с малыми выборками? 3. Чем различаются единицы счета и единицы анализа? 4. Какие величины должны фигурировать в схеме выборки - абсолютные или относительные? Практическое задание: составить схему выборки для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к ее представлению и защите в учебной аудитории. ТЕМА 5. Организация и проведение полевых работ (лекция, семинар и практикум) Подбор исполнителей и соисполнителей (супервайзеров) для проведения полевых работ. Профессиональные требования к основным участникам полевых работ. Основные типы договоров: контракт, подряд, продажа интеллектуальной собственности. Их достоинства и недостатки каждого типа договора. Оформление акта приемки-сдачи информации. Тиражирование полевых документов. Определение объема тиража. Оформление заказа на тираж. Устный и письменный инструктаж исполнителей и соисполнителей. Структура типовой инструкции к полевым документам. Учебное заполнение полевых документов. Контроль за работой исполнителей. Формы отчетности анкетеров, интервьюеров аналитиков содержания, наблюдателей. Контроль за работой соисполнителей (супервайзеров). Отчет о проведении полевых работ. Особенности организации полевых работ при проведении контент-анализа документов. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Как организовать полевые работы в масштабах страны и крупных регионов? 2. В чем смысл учебного интервьюирования (анкетирования, наблюдения, анализа содержания документов)? 3. Является ли отчет интервьюера (анкетера, наблюдателя, аналитика) частью ПД? 4. Что такое «ложное» интервью, анкета и т.д.? Практическое задание: составить эскиз инструкции по организации полевых работ для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории. ТЕМА 6. Организация и проведение камеральных работ (лекция, семинар и практикум) Процедуры приемки полевых документов. Основные виды полевых ошибок в опросе. Возможности их исправления. Критерии отбраковки полевых документов. «Сомнительны» и «ложные» полевые документы. Составление протокола ошибок. Частотный анализ ответов на открытые и полуоткрытые вопросы. Оформление его результатов. Составление дополнительных кодов и инструкции к ним. Эмпирические логические коды. Двойное, тройное кодирование. «Рабочие» позиции в дополнительных кодах: «другие ответы», «общие суждения, ответы не по существу вопроса» и др. Организация дополнительного кодирования. Ввод информации в персональный компьютер. Контроль за качеством камеральных работ. Типичные ошибки на этой стадии. Камеральные работы при проведении формализованного наблюдения. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Каковы типичные ошибки в поле? 2. В чем различие между результатами частотного анализа и дополнительными кодами? 3. Что такое «двойное» и «тройное» кодирование? 4. Каков предельно допустимый процент «других» ответов при дополнительном кодировании? Практическое задание: составить эскиз инструкции по организации камеральных работ для проведения социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его представлению и защите в учебной аудитории. ТЕМА 7. Первичная обработка полевой информации (лекция и семинар) Выдача стандартных линейных распределений - всех ответов на все вопросы, всех категорий и единиц анализа содержания и наблюдения. Структура «линейки». Типичные ошибки счета в линейке и их способы их устранения. Редактирование линейки. Выдача «чистой» линейки. Структура стандартных парных распределений. Базовые вопросы, категории контент-анализа и наблюдения. Выдача «сырой» информации в формате ASCII-file. Подготовка CODE-BOOK. Технология «ручной» обработки социологической информации. Преимущества и недостатки «ручной» обработки. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Для чего нужна «черновая» линейка? 2. В чем различие между числом опрошенных, числом отвечавших и числом ответивших? 3. Какие признаки (переменные), как правило, лежат в основе стандартных парных распределений? 4. В каких случаях ручная обработка предпочтительней компьютерной? ТЕМА 8. Анализ результатов социологического исследования (2 лекции и семинар) Оценка реализации выборки. Статистические и технологические ошибки. Существенные и несущественные отклонения. Перевзвешивание выборки. Представление новой, перевзвешенной линейки. Математическая природа социологической информации. Основные типы социологических шкал: номинальные, порядковые и метрические шкалы. Понятие банка и базы данных. Использование теории множеств в анализе социологической информации. Построение эмпирических индикаторов и индексов. Основные типы эмпирических связей и способы их анализа. Использование сложных методов статической обработки: корреляционного, факторного анализа, многомерного шкалирования и т.д. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. В чем различие между статистической ошибкой и технологическим отклонением от схемы выборки? 2. В каких случаях возникает необходимость перевзвешивания выборки? 3. Чем различаются «банк» и «база» данных? 4. В каких случаях необходимо использовать сложные количественные методы обработки данных? ТЕМА 9. Представление результатов социологического исследования (лекция, семинар и практикум) Полный комплект отчетных документов о результатах социологического исследования. Структура научного отчета. Составление таблиц и построение графиков. Необходимые требования к их содержанию и оформлению. Подготовка аналитического текста. Структура и особенности методического отчета. Подготовка устной презентации результатов исследования. Изготовление слайдов и плакатов. Специфика устного аналитического текста. Использование компьютерных технологий для представления результатов социологического исследования. Подписание акта приемки-сдачи информации, окончание действия договора о проведении социологического исследования. Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. В каких случаях следует представлять заказчику многостраничный отчет? 2. В чем особенности устной презентации? Практическое задание: составить эскиз научного отчета о результатах социологического исследования (по выбранной теме реферата), подготовиться к его устной презентации в учебной аудитории. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., «Тривола», 1998. Докторов Б.З. Сколько стоит проведение прикладного исследования. -Л., ИСЭП, 1989. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 и 2. М., Наука, 1990. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в технику демоскопии. - Москва., «АВА - ЭСТРА», 1993. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Т. 1 и 2. (Отв. ред. Ф.Э.Шереги, М.К. Горшков). - М., Интерпракс, 1995. Практикум по прикладной социологии. - М., МГУ, 1992. Социологический словарь.- Минск: Университетское изд-во, 1991. Энциклопедический социологический словарь.- М.: ИСПИ РАН, 1995. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, Самарский ун-т, 1995. Д |
|