Цой Л.Н., к. социол.н.
Инновации в образовании: развитие через конфликты
(программа для студентов социологического факультета)
(28 часов)
© ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ГУГН. 2001
© ЦОЙ Л.Н. 2001
Предисловие
Каждый человек в течение всей своей жизни сталкивается с конфликтами разного рода. Возникающие проблемы государственной и общественной жизни возбуждают людей, порождают противоборство политических партий, забастовки, межнациональные и региональные распри, распад семей, суицидальные действия, «разборки» преступных групп. Все это реальности нашей жизни, в которой происходит постоянно нарастающая борьба. Реорганизация экономических, политических, правовых институтов, демократизация общества обостряют конфликты в современной кризисной обстановке России. Процесс образования также сопровождается разнообразными конфликтами, так как неразрывно связан с социальными инновациями в обществе.
Недостаточная разработанность теории конфликта в нашей стране, существующий страх перед конфликтами (конфликтофобия) у большинства населения, закономерное, объективное проявление социально-негативных конфликтов в обществе не позволяет управленцам глубоко вникать в реальные конфликты и обеспечивать упорядоченную жизнь населения. Одна из причин такой ситуации в нашей стране заключается в том, что бесконфликтная модель развития общества, господствовавшая до конца 80-х годов, способствовала тому, что управленцы разных уровней оказались беспомощными перед проявляющимися конфликтами.
Авторский курс является продолжением курса конфликтологии, которая тесно связана со смежными науками: социологией, психологией, экономикой, политологией, этикой, правом, педагогикой и др. науками. Не успев еще оформиться в России в самостоятельную дисциплину, конфликтология начинает «разветвляться», «специализироваться», выделяя особенности той или иной области. Так появились работы по педагогической, политической, юридической конфликтологии. Это говорит о сложности, специфичности данной дисциплины, отражающей многофункциональную структуру, различные формы, процессы возникновения и протекания конфликтов в разных сферах человеческой деятельности. Следовательно, и задачи изучения конфликтов учебном процессе многообразны.
Изучая конфликты в разных сферах и на разных уровнях, каждый человек может извлечь для себя определенную пользу, как для личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Содержание учебной программы направлено на понимание этой истины и на разработку соответствующего механизма правил, норм для противоборствующих сторон во всех областях взаимодействия (экономической, политической, этической и т.д.). Сверхзадача заключается в том, чтобы у будущих специалистов формировалось конструктивное отношение к социально-позитивным конфликтам, особенно если их профессия будет связана с управленческой деятельностью.
В этом случае, специалист будет обязан исследовать механизм, причины и функции конфликтов, предлагая конфликтующим сторонам, новые образцы взаимодействия, направленные на сохранение самого ценного потенциала, каким является человеческая жизнь и человеческий Разум.
Только изучая и понимая всю сложность противоречий и конфликтов, каждый гражданин (или группа единомышленников) в борьбе за справедливое общество, политическое обустройство страны, своего отечества может действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных конфликтных ситуациях и принимать решения, достойные Человека Разумного, уважающего Законы общества, в котором он живет.
Конфликты приносят много страдания и лишений человеку, народам, миру. Мир стоит перед самоуничтожением. И если каждый конкретный человек социальная группа не будут способны формировать новые правила и нормы взаимодействия и не будут их соблюдать, то физическое насилие, кровопролитие, уничтожение человеческого генофонда – это та реальность, в которой придется жить каждому из нас и нашим потомкам.
Усвоение авторского курса «Инновации в образовании: развитие через конфликты» основано на анализе потенциально существующих и разворачивающихся конфликтов в учебном процессе. Обучение будет проходить в режиме инновационной технологии обучения.
Введение.
Учебный курс «Инновации в образовании: развитие через конфликты» предназначен для студентов старших курсов и включает в себя лекции ( 12 ак.часа) и семинары (12 ак. часа). На сдачу зачетов - 4 ак. часа
Всего 28 академических часов.
Овладение практическим учебным курсом предполагает:
1. Конспектирование учебных лекций студентами.
2. Самостоятельное изучение основной учебной литературы и ознакомление с дополнительными источниками (список литературы прилагается).
3. Обязательное и активное участие в инновационных семинарах-тренингах, позволяющих глубже усвоить материал всех разделов.
4. Выполнение контрольных работ на основе фактических, конфликтных ситуаций, в которые реально включен студент.
В случае выполнения вышеуказанных требований, по окончанию курса знания студентов будут оцениваться, как «зачет». Учитывая ограниченность академических часов, занятия по данному курсу будут вестись, в режиме инновационной технологии обучения. Наряду с теоретическими знаниями, студентам будут даваться непосредственно конкретно-прикладные, практические знания.
Прикладные задачи курса:
- научить студентов применять методы диагностики конфликтных ситуаций и профессионально подавать конфликтный материал;
- научить студентов управлять собой в конфликтных ситуациях, переводя деструктивные формы конфликтов в конструктивное взаимодействие с конфликтующей стороной;
- развить у студентов стрессоустойчивые качества в конфликтных ситуациях.
Тема 1.
Введение в тему «Инновации в образовании: развитие через конфликты» – 2 часа.
(Инновации в образовании: проблемы и перспективы.
Дискуссии в отечественной конфликтологии: заимодействие теории и практики. Роль и место конфликтов в образовательном процессе. Конфликт и насилие).
Тема 2.
Социальные инновации, как предмет и объект исследования – 2 часа
(Определение социальных инноваций. Основные характеристики и закономерности инновационных процессов в обществе. Организационно-управленческие и психологические закономерности социальных инноваций в организации.)
Тема 3.
Конфликтное взаимодействие в условиях социальных инноваций - 4 часа.
(Социальные инновации, как закономерный процесс развития общества, организации, социальных групп и личности. Конфликтное взаимодействие, как объективный процесс в ситуации инновационных преобразований. Картография конфликта. Субъекты конфликта, позиции и интересы. Формы конфликта. Типовые сценарии конфликтного взаимодействия)
Тема 4.
Инновации и традиции в управлении: от деструктивности к конструктивному взаимодействию – 4 часа.
(Критерии социальных инноваций и традиций. Функциональные конфликты в инновационно-оринентированных организациях. Характеристики социально-конструктивных и социально-негативных конфликтов в инновационном процессе.)
Тема 5.
Человек в конфликте – 4 часа.
(Типы мышления и конфликт. Личностные стили в конфликте. Стрессоустойчивость. «Порочный круг» как ловушка в конфликте. Правила работы с негативной информацией в конфликте. Провокации, манипуляции. Формирование имиджа в конфликте. Универсальное, конфликтное содержание. Место конфликта в жизни человека).
Тема 6.
Общие положения о развитии и завершении конфликта – 4 часа
(Диалектика конфликтов. Инновации и конфликты. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов. Ложные конфликты. Переговоры, консенсус, компромисс. Факторы, способствующие эскалации конфликтов. Методы разрешения конфликтов на микроуровне Стратегические сценарии и личностные стили управленца в конфликте.).
Тема 7.
Информационное управление конфликтом в организации. – 4 часа
(Цели и задачи управленца в информационном обеспечении конфликтующих сторон. Ответственность, профессионально-этические нормы управленца. Нормативно-правовая база деятельности управленца в конфликтной ситуации. Возвращение конфликта в коммуникацию).
Примечание.
1. Дополнительный список литературы по темам будет представлен к началу занятий.
2. С учетом активных и инновационных форм обучения, желательно, чтобы занятия проходили в режиме не менее - 6 ак.часов подряд.
Таким образом желательно 4 дня по 6 ак. часов = 24 ак. часа.
Список литературы:
1. Анисимов О.С. Основы методологии. М.: Рос. Академия менеджмента и агробизнеса. 1994. Т.1. 306 с; Т.2. 292 с.
2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности. М.: Экономика, 1991. 414 с.
3. Булах Ю. Похвальное слово конфликту //Психологические проблемы управления. Профессионально-техническое образование. М., 1988. № 6.
4. В контексте конфликтологии. М.: Ин-т социологии РАН, 1997. № 1.
5. В контексте конфликтологии /Отв. ред. Т.М.Дридзе и Л. Н. Цой. М.: Институт социологии РАН, 1999. № 2.
6. В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией /Отв. ред. Т.М.Дридзе и Л. Н. Цой. М.: Институт социологии РАН, 2001. № 3.
7. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
8. Дудченко В. С. Ситуационные структуры в организации //Структура инновационного процесса. М.: ВНИИСИ, 1989. С. 82-97.
9. Дудченко В. С. Инновационные игры: методология, теория, практика. Таллинн: Валгус, 1989. 102 с. (Программа инновационной игры. С. 43-44.)
10. Дудченко В. С., Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии //СОЦИС. 1990. № 12.
11. Дудченко В. С. Метод инновационной игры – средство практической перестройки сознания и деятельности //Инновационные методы в управлении. Волгоград: Прогрессор. 1989. С. 14-18.
12. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. М.: Ин-т социологии РАН. На Воробьевых, 1996. 68 с.
13. Дудченко В. С. Онтосинтез конфликта //СОЦИС. 1996. № 10. С. 50-56.
14. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. педагогическое агентство "Москва", 1995. 182 с.
15. Зиммель Г. Человек как враг //Социологический журнал. 1994. № 2. С. 114-119.
16. Инновационные методы в управлении //Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции (19-23 июня 1989г.). Под ред. В.С. Дудченко. Волгоград, 1989. 107 с.
17. Искусство сделать себя /Под ред. А. Н. Чумакова, З. М. Каримова, Г. А. Пырина.. М.: Ассоциация "Открытый мир", 1992. С. 76-77.
18. Коротаев А.С. Нововведения в промышленности США. М.: ИНИОН СССР, 1981. С. 9-10.
19. Макаревич В.Н., Авдеева Л.Н.(Цой). Сущность и принципы инновационного обучения в управленческом консультировании //Социологические методы управленческого консультирования. Матер. Всесоюзной конференции (сентябрь 1990г.). Под ред. В.С. Левина. Тольятти, 1990. С. 113-119.
20. Макаренко А.С.. О взрыве. Собр. соч.. М. , 1985. Т. 5. С. 508.
21. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 412 с.
22. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. С. 141-142.
23. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Изд-во полит. лит. 1989. 271 с.
24. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1980. 296 с.
25. США: управление наукой и нововведениями /Под ред. М.М. Иванова, С.Р.Колупаевой, Г.Б.Кочеткова. М.: Наука, 1990. 216 с.
26. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск: РИЦ Красноярского гос. Ун-та, 1996. С. 8.
27. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Кн. 1. М., 2001. 233 с.
28. Цой Л.Н. Конфликтное содержание в коммуникации //Мир психологии. М., 2000. № 2.
29. Цой Л.Н. Попытка реконструкции ситуации неопределенности и конфликта //Вопросы методологии. М.: Касталь, 1999. №1-2.
30. Шайхутдинов Р. Конфликтологическая программа построения гуманитарных дисциплин // Кентавр. М., 1993. № 2. С. 37-41.
31. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.
32. Щедровицкий Г.П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 412 с.
33. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
|